<section class='header'> ← Назад

Мал айтишник да дорог: почему рынку нужно больше хорошего ИT-образования и как это сделать

За последний месяц на встречах с ИТ-сообществом, властями, общественниками и бизнесом Максут Шадаев неоднократно поднимал тему образования и кадрового голода на информационном рынке России. Среди основных тезисов, о которых говорит руководитель Минцифры — разрыв между практическими навыками и теоретической подготовкой, сотрудничество между ВУЗами страны и ИТ-компаниями, льготные программы и поддержка для привлечения новых кадров в отрасль.

5 мин

Наша компания включает в себя несколько локаций, и команда Девелоники насчитывает более 1000 человек. Кто-то недавно отучился, другие работают много лет и сами обучают новые поколения, в том числе в университетах и колледжах.

Мы спросили у одного из наших экспертов, кто и зачем сегодня должен развивать профессиональное сообщество, а также как компании-разработчики видят взаимодействие между образовательными учреждениями и бизнесом.

Делимся ответом с вами:

Действительно, не все игроки ИТ-отрасли хотят вкладываться в выделении собственных сотрудников в роли преподавателей и развитие кадров со стороны, потому что не всегда есть уверенность, что вложенные силы окупятся. Особенно актуальны опасения для небольших ИТ-компаний в регионах, потому что молодые спецы стремятся попасть в ряды больших и именитых игроков отрасли. И всегда есть риски, что студент выберет другую компанию или спустя короткие сроки работы перейдет к конкурентам в силу разных причин.

Что касается стремления ВУЗов приглашать действующих ИТ-специалистов, то этот вопрос можно рассматривать с разных сторон (бюджета, престижа, учебных планов). Но, по нашему опыту, университеты, с которыми сотрудничаем мы, заинтересованы в присутствии потенциального работодателя в обучении. Потому как для учебных заведений показателем эффективности является именно трудоустройство их выпускников в те или иные компании, даже если мы говорим не про ИТ-рынок.

Поэтому университеты обращаются к ИТ-специалистам за помощью при составлении рабочих учебных планов, а также в случаях, когда необходимо дать студентам реальную текущую картину ИТ. К сожалению, проблема о которой также говорил Максут Шадаев — а именно увеличивающийся разрыв между актуальными знаниями и технологиями, применяемыми на реальных проектах и то, чему учат в ВУЗах, действительно существует. И пока что, она не может быть решена. Академические и практические знания, которые нужны на рабочем месте отличаются просто потому, что технологии развиваются слишком быстро. А каких-то технологий еще не существует вовсе, но они появятся и станут актуальными, допустим, через 2-3 года. Яркий пример — frontend разработка. За последние пять лет в этом направлении несколько раз сменились ведущие технологии. У нас как ИТ-компании перестройка занимала несколько месяцев, а вот университет, с его достаточно традиционной и заранее планируемой структурой выдачи знаний, не успевает перестраиваться под реалии. Самостоятельно ВУЗы не способны закрыть этот Gap, и их нужда в практикующих специалистах ИТ будет расти. Тут помогут только глубокие и трудозатратные интеграции учебных заведений и игроков ИТ-рынка.

Помимо этого, университеты в партнерстве с ИТ-игроками могут получать дополнительную поддержку с точки зрения ресурсов обучения (компьютерные классы, оборудование, обустройство ИТ-лабораторий, экскурсии).

Что касается ИТ-компаний, то тут ситуация сложилась так: после 2022 года в ИТ-отрасль объективно есть кадровый голод. При этом, рынок сильно перегрет айтишниками, «выросшими» на курсах и без профильного университетского образования. И Девелоника, как и другие ИТ-компании России, заинтересована не только в развитии уже нанятых специалистов и повышения их квалификации, но и в работе по привлечению новых талантов.

Так как компания географически распределена на три региона, каждая локация стремится закрывать потребности за счет разных практик. Например, Дни открытых дверей или «Недели без турникетов». Несколько десятков наших сотрудников попали к нам именно таким путем. Далее, это плотная работа еще со школьной скамьи, информирование и повышение интерес у школьников к ИТ-проектам с социальным значением в их родном городе, а не только в России. Очень плотно, начиная с 3 курса, мы ведем набор на практику. Специалисты преподают в ВУЗе, а также выступают в роли кураторов при подготовке к сдаче выпускных квалификационных работ, участвуют в комиссиях на защитах. Так наши сотрудники и сама компания становятся источником актуальных исходных данных для понимания функционирования ИТ-отрасли.

Кстати, нужно отметить, что для сотрудников компании возможность передачи своих знаний и взаимодействие с молодежью — также имеет позитивный эффект. Это позволяет не закостенеть в своих текущих задачах и чувствовать дополнительный заряд мотивации от работы со студентами. Даже в нашей практике существовали примеры, когда куратор диплома и студент вместе находили решение, которое применяется для одной из задач тестирования до сих пор.

Михаил Смирнов | Директор по производству локации «Девелоника Кострома»

Таким образом, образовательные учреждения играют важную роль в подготовке специалистов, но в сфере ИТ быстрота изменений и появление новых технологий требуют постоянного обновления знаний и навыков, в чем готовы помочь сами игроки рынка.

Кстати! Согласно последней статистике Минцифры на июнь 2024 года, 59,4% выпускников ИТ-специальностей имеют опыт работы к моменту завершения учебы. Из них — почти половина (42,6%) уже трудоустроены, когда оканчивают ВУЗ. Это очень хорошие показатели в текущих условиях. Их уровень демонстрирует достаточно высокую включенность компаний в процесс обучения и адаптации кадров для решения ИТ-задач. Приятно знать, что мы тоже вносим свой посильный вклад.

Так держать, продолжаем работать в этом направлении!

Следите за новостями, совсем скоро расскажем о работе наших экспертов по повышению интереса к ИТ у школьников и студентов. Кстати, узнать об актуальных вакансиях Девелоники можно тут.


← Предыдущая Следующая →