<section class='header'> ← Назад

Законодательные инициативы в области цифрового суверенитета

9 мин

Время не ждет

Цифровая трансформация еще в 2020 году была названа одной из приоритетных целей национального развития на ближайшие 10 лет. В президентском указе № 474 эта задача поставлена в один ряд с сохранением народонаселения, обеспечением безопасной среды для жизни и развитием предпринимательства.

В условиях постоянно увеличивающихся санкционных ограничений на поставки зарубежных информационных технологий и оборудования, вопросы цифровизации, цифровой трансформации и замещения ИТ-импорта выстроились в один ряд.

Законодательный фундамент для решения стратегических задач по импортозамещению ИТ-продуктов был заложен заранее. 15 ноября 2015 года вышло Постановление Правительство РФ № 1236, которое устанавливало запрет на покупку иностранных компьютерного ПО и баз данных для нужд государственно-муниципальных учреждений.

В 2019 году правительственная инициатива получила серьезное практическое подкрепление. Федеральный проект «Цифровые технологии», учрежденный в рамках развития нацпроекта Цифровая экономика Российской Федерации, предусматривал меры прямой финансовой поддержки для российских предприятий различного масштаба, занимающихся самостоятельной разработкой ПО.

Одним из важных решений по реализации стратегических целей нацпроекта стала законодательная норма, устанавливающая новый целевой показатель «Цифровой экономики» к 2024 году:

  • в органах власти доля закупки или аренды софта отечественной разработки должна вырасти до 90 %;
  • в госкорпорациях и компаниях с государственным участием — до 70 %.

Последним было предписано включить показатель импортозамещения по софту в 70 % как обязательный пункт в свою стратегию цифровой трансформации.

Столкновение с реальностью

Для того чтобы изменить устоявшийся за десятилетия ИТ-ландшафт одних инициатив оказалось недостаточно. Отечественная индустрия информационных технологий в тот момент просто не могла предложить равнозначные решения, покрывающие весь спектр потребностей госучреждений и конкурентные в плане цены/качества. Итогом стало критическое доминирование иностранного ПО на этом стратегическом для страны направлении.

По оценке члена правления Ассоциации разработчиков «Отечественный софт» Александра Голикова, соотношение иностранных и отечественных программных продуктов, используемых в российских госорганах и госкорпорациях, на май 2022 года составляло 30:70 в пользу импортных решений.

После обострения политической обстановки в начале 2022 года одной из первых сфер, которую затронули санкционные ограничения, стали лицензионные ИТ-системы зарубежных производителей. В России прекратили или приостановили работу Microsoft, Oracle, Adobe, SAP, VMware, Red Hat, Atlassian, Sabre, EPAM Systems, Figma, Slack и многие другие.

Очередной барьер между российским потребителем и зарубежными ИТ-продуктами поставили ограничения, введенные западными банковскими системами на зарубежные валютные переводы. Массовый уход с российского рынка привычных цифровых продуктов вывел тему импортозамещения в сфере цифровых технологий на первый план.

30 марта 2022 года вышел Указ Президента РФ № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ». Юридическим лицам, владеющим значимыми объектами КИИ, запретили закупать по 223-ФЗ и устанавливать там импортное ПО, без разрешения надзорных государственных органов. С 1 января 2025 года запрет на использование зарубежных программных продуктах в российской КИИ станет полным.

Возникла большая ниша, которую необходимо заполнять собственными решениями. Новые возможности для российских ИТ-компаний открываются областях с традиционно сильным государственным присутствием:

  • Атомная энергетика;
  • Оборонно-промышленный комплекс и ракетно-космическая промышленность;
  • Топливно-энергетический комплекс (ТЭК);
  • Энергетика;
  • Горнодобывающая промышленность;
  • Металлургическая промышленность;
  • Химическая промышленность;
  • Банковский и финансовый рынки;
  • Здравоохранение;
  • Транспорт;
  • Связь;
  • Наука и образование.

На прошедшей в июне 2022 года VII конференции «Цифровая индустрия промышленной России» премьер-министр Михаил Мишустин заявил: «Наша информационно-технологическая сфера должна стать платформенным сервисом для российской промышленности, который поможет вывести её на новый уровень развития».

Заявление министра солидарно с позицией главы государства Владимира Путина, который в выступлении на Петербургском международном экономическом форуме 2022 назвал «достижение настоящего технологического суверенитета» ключевым «объединяющим» принципом развития России на ближайшее будущее.

Подходы к решению

А может ли российский разработчик предложить равноценную альтернативу зарубежному ПО? Ответ был дан на недавней стратегической сессии Правительства РФ по вопросам импортозамещения, состоявшейся в середине сентября 2022 года. Михаил Мишустин поделился с ее участниками конкретными цифрами: «Всего было выявлено почти 400 видов корпоративного программного обеспечения, по которым бизнес подтвердил критическую зависимость от импорта. Объём ежегодных расходов частного сектора на покупку лицензий, внедрение и поддержку составляет примерно 200 млрд рублей.

Однако для 80% иностранного софта есть наши аналоги, причём по трети примерно позиций представлено два и больше отечественных варианта. То есть ситуация в целом конкурентная».

На конец сентября 2022 года в системе учёта «Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» значилось более 14 600 экземпляров ПО и более 4 750 правообладателей.

Плюсы российского ПО

  • Гарантированная поддержка. Выбирая ПО российских производителей с комплексом обязательств по SLA, можно быть уверенным в стабильности и долгосрочности отношений как по обслуживанию пользователей, так и по доработкам.
  • Быстрое решение. Российские вендоры ближе к потребителю, чем крупные западные компании. Они могут реагировать на запросы по всем трем линиям более оперативно и гибко, а в перспективе и обеспечить комплексную поддержку пользователей в режиме «одного окна».
  • Нет географических ограничений. Где бы ни находился пользователь российской ОС, почтовой системы или CRM — от Сочи до Владивостока, он может рассчитывать на поддержку и оперативное решение возникающих проблем. Сервисная поддержка охватывает более, чем 500 городов России.
  • Доступность. Комплексные ИТ-решения от западных вендоров с гарантиями по SLA ранее были доступны по стоимости только крупным клиентам, работающим с несколькими российскими интеграторами. Средний чек на аналогичное ПО от отечественных производителей изначально ниже и соответствуют бюджетным горизонтам более широкой аудитории.

Итогом сентябрьской правительственной сессии по вопросам импортозамещения стал ряд поручений, предусматривающих расширенное финансирование отечественных аналогов импортного ПО и создании 33 индустриальных центров компетенций на базе более 300 организаций.

Среди указаний есть и подготовка законопроекта о преимущественном использовании отечественного софта всеми субъектами критической информационной инфраструктуры. Минцифры обязали внести важный документ на рассмотрение в кабмин до 1 ноября 2022 года.

← Предыдущая Следующая →