<section class='header'> ← Назад

Будущее мобильной разработки

Цель статьи: Составить целостную картину о ситуации на рынке мобильных приложений и перспективах. Для этого изучили отраслевые материалы и провели интервью с нашим Директором по маркетингу Анной Кулик.

10 мин

КОНТЕКСТ

Закрытие доступа для российских разработчиков крупнейшим магазинам приложений (Google Play, App Store) привело к тому, что некоторые эксперты заговорили о «паузе» и сворачивании инвестиционных проектов по мобильной разработке. Однако самих разработчиков эта новость только подстегнула, и уже сегодня у нас есть российская мобильные платформы RuMarket и NashStore. Холдинг ВК совместно с другими компаниями ведёт разработку магазина мобильных приложений, который заменит App Store и GooglePlay. Сбербанк разработал «СБПэй», сервис, заменяющий Apple Pay, «Газпром-Медиа» объявил о разработке собственной аудистримминговой платформы.

Как можно описать текущую ситуацию на рынке В2С-приложений?

«Сейчас появилось „окно“ возможностей — рынок непросто не умрет, стоит ждать все большего числа собственных разработок. В мировой практике уже есть подобный сценарий. В 2011 году корпорация Googleразорвала отношения с правительством КНР и ушла с рынка. Все привычные приложения стали недоступны. Но свободная ниша пустовала недолго, в том же году по рынку прошла волна „copy cat“, приложений-клонов, заменяющих недостающий функционал.
Следующим этапом стала разработка сервисов под себя. Благодаря уходу Google, в Китае есть собственная поисковая система Baidu,идеохостинг Yuku, мессенджер WeChat и подобные. Сейчас в Китае десятки собственных магазинов для мобильных приложений».

Есть ли уже примеры волны copy cat?

Часть соцсетей стали недоступны, и что мы видим? За несколько месяцев появилось много клонов. Маркетплейс Ozon начал дорабатывать активно функционал, добавляя черты соцсети — появились короткие видео «моменты», лайки, подписки. TenChat, который был чатом для узкого круга пользователей, вышел в массы. На замену Ins***ram пришел Россграм с похожим функционалом. Сервис Yappy, российский аналог сети коротких видео TikTok с дополнительным функционалом. Это только первая волна

«Мобилизация» населения

Еще одним драйвером быстрой цифровизации Китая стало наличие развитой культуры потребления цифрового контента. Повседневные дела почти полностью переносятся в мобильную среду: заказ и оплата продуктов, запись на прием к врачам, онлайн-обучение. И этот тренд распространяется по всему миру.

Прошедшие два года карантина научили нас жить «мобильно»: zoom-встречи, заказ и доставка еды через мобильные приложения, покупки техники и одежды в Интернете, походы в виртуальные музеи и онлайн-кинотеатры. На самом деле мы давно оценили удобство мобильных приложений и сформировали поведенческие привычки, а за прошедшие два года только укрепили их. В 2018 году компания «Мастеркард» провела исследование мобильной коммерции. В опросе участвовали более 18 тысяч респондентов старше 18 лет из 12 европейских стран.

  • Покупки с мобильного телефона так же популярны, как походы по магазинам: 80% европейцев используют мобильные устройства для онлайн шопинга, из них 41% делают это регулярно.
  • В России один из самых высоких показателей: 84% опрошенных сообщили, что совершают покупки с помощью смартфона, 36% из них делают это минимум раз в неделю.
  • Россия и Испания оказались на первом месте по использованию специальных приложений для шопинга — 8 из 10 покупателей делают покупки через мобильные приложения.
  • Среди товарных категорий лидируют «одежда и аксессуары» (56%) и «электроника и бытовая техника» (47%).

Растущие сегменты в перспективе 5 лет

Можно говорить о трех больших направлениях. Первое —это возврат привычных опций. И здесь можно говорить о сегменте мобильных игр и соцсетей, о создании и редактировании контента -монтаж, съёмка, запись подкастов, обработка фото и видео.

Второе направление — инновационные умные устройства нового типа. Например, умные часы, умная одежда, шлемы виртуальной реальности, браслеты-трекеры, виртуальные помощники типа Алисы, очки и линзы с дополненной реальностью. Этих устройств становится всё больше, соответственно, вырастет потребность в приложениях для управления ими.

Третье направление — точка роста всего рынка -приложения с дополненной реальностью. В них происходит совмещение изображений реального мира и созданных компьютером или устройством. Представьте, приходите вы на конференцию, которая проходит на территории 10Га,и вместо статичной картинки «Карта» на сайте конференции у вас мобильное приложение, в котором на карте реальной территории нанесены заметки, стрелки, и ведёт вас видео-гид, подсказывая куда повернуть, учитывая ваше местоположение.

Тренды прошедших лет

В 2020 году Россия стала лидером по числу скачиваний (6B!) мобильных приложений, а по затратам заняла 4-е место, уступив Великобритании, Германии и Франции (по данным Sensor Tower, «Mobile MarketForecast 2021-2025»).

Самый большой рост числи приложений и скачиваний можно было наблюдать в игровой индустрии, e-commerce, финтехе, социальных платформах,TikTok и средствах обработки визуального контента. Именно они сейчас формируют тренды.

  • Замена кошелька мобильным: NFC и QR-технологии.
  • ИИ в мобильных приложениях: умные помощники, виртуальные примерочные, чат-боты.
  • Mashinelearning в приложениях ритейлеров, позволяющие сравнить цены и предложить лучшую.
  • Аутентификация на основе биометрии по отпечатку пальца или лицу для финтех и e-comerce для обеспечения большей безопасности транзакций.
  • Осваивание новых мобильных ОС: Harmony, «Аврора».
  • Упрощение интерфейсов и дизайна: шрифты, иконки, и другие элементы максимально нативны, без деталей и анимации.
  • Создание «супераппов» — экосистем, объединяющих множество услуг в одном приложении.
  • Кроссплатформенная разработка вместо нативной, позволяющая создавать приложение сразу для нескольких ОС на одной платформе.

B2C-Приложения

Самое главное удобство пользователей — не нужно искать сайт компании в Интернете, достаточно нажать на иконку на рабочем столе смартфона. К тому же, приложение работает и без подключения к Интернету. А в случае с супераппом появляется режим «одного окна» для нескольких сервисов и функций. Плюсом идет своевременное информирование о скидках и новинках через push-уведомления. В исследовании (Мастеркард) респонденты указали:

  • высокая скорость,
  • покупки «за пару кликов»,
  • простая навигация и удобный интерфейс,
  • безопасность.

Компании же получаю коммуникационный канал с минимум барьеров и корпоративного официоза, который помогает решать 3 важные бизнес-задачи:

  • повышение конверсии (Conversion Rate),
  • повышение лояльности к бренду (Life Time Value),
  • удержание клиентов (Involvement Rate).
  • повышение продаж

По сути, компания выводит клиентский сервис на новый уровень, получает возможность удерживать лояльную аудиторию, а это экономически выгоднее, чем привлекать новых пользователей.

B2B-Приложения

Любой мобильный гаджет может стать инструментом, позволяющим выполнять прямые рабочие обязанности и управлять целой компанией из любой точки планеты. Поэтому мобильные приложения для производственных, логистических и нефтегазовых компаний становятся средствами автоматизации рабочих процессов.

Например, для нефтегазовой промышленности мобильные приложения уже стали «секретным оружием». Компании повысили эффективность работы с информацией, перестроили процессы сбора и обработки информации или убрали лишние операции. Разберем, что именно могут приложения дать компаниям и сотрудникам.

  • Упрощение сбора и обработки данных. Разнорабочие, супервизоры рабочих станций и площадок, обходчики, геологи работают с «сырыми» данными, которые добывают в непосредственном контакте с объектами реального мира. Не удобно в шахте или на пыльной строительной площадке носить с собой стопку бумаг, ноутбук, чтобы заносить данные в отчетные формы. Гораздо проще ставить галочки в чек-боксы на смартфоне или планшете.
  • В режиме реального времени. Информация собирается корректно, ошибки сводятся к минимуму. Но самое дорогое — она доступна сразу же. Отсутствие задержек во времени позволяет оперативно принимать управленческие решения, что особенно ценно в условиях внештатных ситуаций.
  • Место на карте. С помощью смартфона и приложения можно создавать карту площадки и наносить местоположение оборудования, техники, рабочих бригад. Это позволяет находить нужных людей в нужное время. Очевидно, что такая карта чрезвычайно важна для обеспечения безопасности на площадках. Можно оперативно обозначать проблемные зоны и выстраивать ближайшие маршруты доставки необходимых ресурсов- инженеров, пожарных и так далее.
  • Проектная работа. Операторам, инженерам и исполнителям на площадках важно иметь инструмент, позволяющий быстро обмениваться информацией в режиме реального времени. Это актуально для компаний, ведущих свою деятельность в разных странах.

Вырастет ли рынок В2В мобильных приложений?

«Все, что помогает повысить эффективность, высвободить время, убрать повторяющиеся операции будет актуально для бизнес-сегмента, и это самый мощный драйвер. Ноутбук или компьютер не всегда под рукой, а вот смартфон — да. К тому же разработка мобильных приложений привлекает относительно небольшим бюджетом и сроками от 2 недель. Бизнесу часто требуется быстрый тест продукта\технологии\гипотезы, чтобы безболезненно развивать новые направления или совершенствовать существующую практику».

В качестве заключения

Резкие изменения в политике и экономике просеивают рынки «через сито», и разделение на носорогов и единорогов, новаторов и консерваторов становится чётким как никогда. Готовы ли компании увидеть возможности в сегодняшней ситуации? Менять привычные шаблоны мышления и сформировать модель потребного будущего?


Впервые опубликовано на vc.ru


← Предыдущая Следующая →