<section class='header'> ← Назад

Налоговый мониторинг: CFO хочет понимать, сколько стоит «комплаенс» в цифре

Взгляд разработчиков: на цифровизацию через сервис Налогового мониторинга, подготовку к проекту и конечную выгоду от внедрения для отечественного бизнеса

7 мин

Представьте, налоговая делает запрос, а в бухгалтерии все готово к отправке с предварительной проверкой и всеми данными на красивых понятных дашбордах. То, о чем раньше мечтали многие компании сегодня становится нормой. На стыке опыта и компетенций ИТ-разработчики и сам бизнес активно предлагают рынку решения для цифровизации взаимодействия с ФНС.

Налоговый мониторинг: обстановка

Налоговый мониторинг — договорной режим, когда ФНС получает удаленный доступ к информационным системам компании и видит данные без лишних запросов и бюрократии. Главной целью становится сократить время на «переписку с государством», и создать единое цифровое правовое поле.

Опыт наших заказчиков подсказывает, что выстроив цифровое взаимодействие с ФНС и автоматизировать процесс работы с отчетность становится проще вести бизнес. А именно — масштабироваться, выходить в конкурсы, работать с госсектором и функционировать в экосистеме с банками, аудиторами и акционерами.

По состоянию на начало 2025 года в режиме НМ работали уже более 737 компаний. Среди них есть очевидные гиганты: «Газпром нефть», «РЖД», «Магнит», «МТС», «Полюс». Последние годы цифровые сервисы внедряют крупные IT-интеграторы, промышленные холдинги, телекомы и даже высокодоходные торговые сети из регионов.

Почему бизнес стремится к цифровым сервисам

Можно предположить о нескольких гипотезах на основании нашей аналитики и частных разговорах с заказчиками. Например, потому что надоело бояться камер в кассовой зоне и словосочетания «выездная проверка». Или в связи с тем, что инвесторы спрашивают компанию не «платите ли вы налоги?», а «в каком вы статусе с ФНС?». А может быть, потому что CFO хочет понимать, сколько стоит «комплаенс» в цифре.

Нам встречались ситуации, когда в холдинге или предприятии несколько юрлиц, десятки точек входа в учёт, свыше двух версий документа «Положение о порядке обмена информацией с ФНС», но никто не уверен, какую из них актуализировали после миграции на отечественное решение. И тут проблемы не в организации диалога с налоговой, а в организации ИТ-процессов.

Витрина данных — решение, способное сократить бизнесу достаточно головной боли, а главное, эффективно снизить и перераспределить нагрузку на юристов и бухгалтерию компании. Проще говоря, вместо камеральной поездки и перекладывания бумаг, компании получают push-уведомление в системе событий, открываешь дашборд и автоматически понимаешь статус взаимодействия и состояние документации.

Отраслевые лидеры подают хороший пример своими успешными кейсами. Например, после перехода на Налоговый мониторинг «Ростелеком» ведет в формате ЭДО 60% входящего, 88% исходящего, 95% организационно-распорядительного и 82% внутреннего документооборота. Что существенно сократило время на взаимодействие с ФНС. А вот «Магнит» после цифровизации процесса оптимизировал архитектуру в сторону платформенных сервисов, повысив качество и скорость передачи данных.

В едином окне витрина данных позволяет увидеть все операции, статусы и текущие пакеты документации

Налоговый мониторинг — драйвер цифровизации

ИТ — становится проводником между участниками рынка и регуляторами. Цифровизация помогает бизнесу в консолидации, централизации и диджитализации заказчиков в разных отраслях. Компании получают отдельный модуль, интегрированный с внутренним контуром данных, логами и политиками. С ним можно сказать инвестору или регулятору: «У нас всё прозрачно — и цифра это доказывает».

Некоторые наши заказчики говорят, что Налоговый мониторинг — похож на использование умного дома. Сначала кажется, что сложно, дорого и необязательно. Но после перехода привыкаешь к скорости и точности процесса и систематизации точно также как к автоматическому выключению света или удаленного управления бытовыми инструментами. И приходит понимание, насколько проще и свободнее стало заниматься своими задачами.

Переход на цифровое взаимодействие с ФНС

Важно провести аудит цифровой зрелости в разрезе Налогового мониторинга. Вот несколько вопросов:

  • Где компания хранит учетные данные и как формируются налоговые регистры?
  • Какие нужны отчеты и сколько из них в ручной обработке?
  • Как ИТ-инфраструктура сейчас может быть интегрирована с API налоговой службы?

Если ответить на них сложно, задумайтесь о привлечении компетентных консультантов или партнеров. Перечислю основные трудности, которые могут возникнуть, исходя из опыта некоторых наших заказчиков.

Проблема #1. В системах по-разному ведется бухгалтерский учет: в компании зоопарк технологий и разных уровень цифровизации сотрудников.

Проблема #2. Нет формализации документооборота: много разрозненных данных в почтах, печатных версиях и сканах.

Проблема #3. Вся аналитика собрана на разных сервисах или в таблицах. Много документации и дублирование данных.

Стоит понимать, что список проблем шире. Многое зависит от специфики отрасли, размера команд, соответствия требованиям ИБ, а также требований к функциональностям и желаний внедрения новых технологий. Следует проконсультироваться со сторонними специалистами. Оценка состояния ИТ-ландшафта действительно может сэкономить бюджеты, нервы и время.

Подводим итоги: цифровизация с умом

Налоговый мониторинг это полностью защищенный канал связи, конкретный регламент доступа API к данным, а также предотвращение мошеннических операций и рисков нарушения договорных отношений с государством.

В выборе решения можно опираться на опыт рынка. То есть, масштабировать успешные решения коллег по цеху с доработкой под конкретные условия. Планируя переход, оцените, кто будет реализовывать ИТ-проект. На одной чаше весов — собственные силы, на другой — затраты на партнера по внедрению.

Первый вариант потребует большого количества ресурсов и времени на погружение в тонкости, большое значение имеет и сам характер разработки (вне зависимости под ключ или уже собранного решения). Второй — позволит подключить узкопрофильных специалистов, воспользоваться технической базой для различных тестов и проверок гипотез, и сэкономить ряд средств на содержание и управление процессами разработки.

Помните, что необходимы кадровые ресурсы, чтобы максимально оперативно и эффективно перейти на цифровой режим налогообложения. Среди них — архитектор по интеграциям, специалист по ИБ, главный бухгалтер и команда разработчиков (особенно, если у компании свои самописные или коробочные модули учета).

Если хватает времени и средств, но недостаточно специалистов или компетенций, рассмотрите проект под ключ с полным циклом разработки. С правильным ИТ-партнером, который способен комплексно решать задачи, сервис или продукт можно будет также транслировать на рынок и монетизировать, окупая вложения в проект.

Источник
← Предыдущая
  • 05/08/2025

    Интерес к HR-автоматизации устойчив, но задач намного больше

    HR выходит из тени операционной функции и становится агентом влияния на принятие стратегических решений, связанных с ростом эффективности, производительности и корпоративной культуры. Запрос на сквозную интеграцию HR-систем с ERP, CRM и BI-платформами — звучит от разных отраслевых игроков. Что происходит с рынком HR Tech, узнаете из интервью Елены Волковой, директора по персоналу отечественной компании по заказной разработке.

  • 16/07/2025

    Чем, кроме рекрутмента, полезен HR: сервисов много, внимания к ним недостаточно

    Кого обучать, кого нанимать, кого удерживать, а кого — отпустить? В умении находить ответы на эти вопросы проявляется зрелость культуры управления персоналом Компании. Этот материал — про видение эффективной формулы взаимодействия HR и бизнес-заказчика, которая становится действующим инструментом для принятия управленческих решений.

  • 05/08/2025

    Кейс: −30% времени на тестирование за счет платформы Test IT

    Крупная финтех-компания ускорила тестирование и выстроила устойчивые процессы с помощью платформы управления тестированием Test IT. За три года платформа для управления качеством ПО стала полноценной частью ИТ-инфраструктуры в компании. Релизы стали стабильнее, снизились издержки на доработки. Подробности в материале.