<section class='header'> ← Назад
Проектный онбординг на удаленке: как погружать тестировщика в бизнес-проекты
09/04/2025
7 мин
Делимся профессиональным кейсом Марии Столяровой, руководителя производственной практики «Тестирование» «Девелоники» (ГК Softline). О своем опыте погружения в проекты специалистов удаленщиков в области тестировании эксперт ранее рассказала в докладе на онлайн-митапе «Testify». В этом материале — ее тезисы и рекомендации.
7 мин

Погружение в задачи тестировщика, по-хорошему, занимает 3-4 месяца, но у руководителя часто в запасе есть не более 3-4 недель. Если у вас есть удаленные сотрудники, необходимо еще оперативнее минимизировать время на онбординг. Такой формат также сильно влияет на понимание культурного кода компании при общении на проекте с коллегами и заказчиками.
Новые сотрудники говорят: «Мы не улавливаем контекст и не видим эмоциональную связь». Такой контекст нарабатывается именно в личном взаимодействии.
Без мимики, без голосового сопровождения и совместных встреч новичок, будучи на дистанте, намного чаще беспокоится. Например, что не подходит команде, не может с ней сработаться, не понимает среду или внутренние аспекты задач из-за недостатка внимания к нему и процессам.
На нашем опыте и по опросам HR получилось выделить главные страхи, с которыми можно встретиться при организации работы сотрудников тестирования в новом ИТ-проекте. Что с ними делать, рассказываю ниже.
Что такое онбординг и как организовать его внутри вашей команды ранее уже рассказывал Руслан Остропольский на примере работы бизнес-подразделения Test IT. Там вы найдете 4 подхода к погружению новичка в проект и инструменты для взаимодействия сотрудников в распределенной команде.
Прочитать материал
Постичь дзен: боремся со страхами новичка
В Девелонике мы проработали несколько последовательных этапов проектного онбординга, каждый из которых закрывает страхи новичков в проекте. Подробно поговорим про ТОП-5.
1. Страх неизвестности
Например, сотрудника пугает неизвестный проект, команда, правила работы. Присутствует страх не пройти испытательный срок, отчего появляется ощущение неопределенности и тревоги.
Как решить: Хорошо подготовить некий план адаптации с отметками по прогрессу: через неделю, две, месяц, два и так далее. Погрузите сотрудника в корпоративные правила и тон-оф-войс, это тоже сильно снизит тревожность сотрудника.
У вашего специалиста должен быть прозрачный и понятный горизонт задач с учетом сроков и его оптимального темпа работы.
2. Страх перегрузки новых сотрудников
Тут новичок в первую очередь боится быть перегруженным. Выйти за рамки должностной инструкции и просыпаться с ощущением неопределенности и информационной перегрузки.
Как решить: Выделить 2-3 дня на вводную часть: не сваливать в одну голову всю информацию разом в первые часы. Аналогично — не подключать к проектным чатам сразу. Передавать документацию и данные постепенно в структурированном виде.
Заранее обговорить количество и качество ресурсов на выполнение задач. Договориться о своевременном разговоре, если коллеге кажется, что его задачи выходят за рамки должностной инструкции и первоначальных договоренностей. Чаще всего диалог исключит этот страх спустя 1-1,5 недели.
3. Страх одиночества и изоляции
Для современных ИТ-кадров важно видеть не только средства и зачисления на карту, но и процесс и результат своей работы на проекте. Сегодня высока тревожность из-за ощущение изоляции и одиночества в удаленном формате.
Страх потери неформального общения с коллегами — еще одна боль дистанционной работы. А если проект крупный и сроки сжатые, то новичок может беспокоиться о задержках в получении ответов из-за виртуальных каналов или переключением между каналами коммуникаций.
Как решить: Во-первых, держать связь наставник — сотрудник для быстрой доступности наставника. Это могут быть видеозвонки, а также сбор обратной связи.
Во-вторых, поможет создание тематических чатов про тестирование и команду, с дальнейшим включением сотрудника в эти информационные пространства. А еще — выезды и привлечение на общекомандные активности в гибридном режиме.
4. Страх непонимание задач и минимальная загрузка
Новичок боится не пройти испытательный срок в том числе потому, что кажется он мало делает или недостаточно для компании. Тут мы говорим про ощущения недозагруженности или несоответствия ожиданиям. Желание быть полезным встает в разрез с непонимание своих задач и ожиданий.
По итогу, рождается неуверенность в себе, снижаются бизнес-показатели из-за распыления во все стороны без конкретного системного подхода.
Как решить: Используйте инструменты постановки задач (например, Jira, Trello), которые сразу наглядно покажут шкалу прогресса и загрузки. И если сотруднику не хватает функционала, наставник и руководитель сможет скорректировать план развития и добавить задач исходя из конкретного времени. Еще один вариант: проведение регулярные встречи для обсуждения прогресса. Такие one-to-one позволяют фиксировать психологическое состояние и продуктивность новичка, включаться в его фон и в нужных случаях предлагать дополнительные направления развития.
5. Страх нарушения work-life balance
На рынок труда начинают выходить зумеры, которые постепенно приучили мир к формулировке «work-life balance». И на самом деле, это неплохо. Проблемы выгорания — частая история в ИТ. Из нее рождаются страхи нарушить границы личной жизни и получить склонность к переработкам и задержкам на работе.
Как решить: Практика показывает, что тут отлично работает метод поощрения и здравого смысла. О чем речь: поощрение завершения работы вовремя, без переработок. Когда есть бонусы или какие-то неформальные внутренние статусы, получение которых приносит моральное удовлетворение.
С точки зрения бизнеса и финансов, конечно нужно проговорить риски несогласованных переработок. А чтобы все это было не на словах — используйте инструменты контроля и фиксации рабочего времени в сервисах трекинга времени на рабочие задачи.
Это обезопасит новичка от неправильно распределенного времени, а наставник и руководство получит прозрачность процесса трудозатрат.
Рекомендации из собственного опыта и кейсов при найме новых ИТ-специалистов тестировщиков на крупные ИТ-проекты.
Подведем итог и еще раз перечислим моменты, которые стоит учитывать при онбординге в ИТ-проекты, когда работаешь с большими бизнес-заказчиками.
-
Постепенное погружение в команду и в проект
-
Регулярная обратная связь с акцентом на прогрессе
-
План адаптации
-
Выстроенная связь «Наставник — Сотрудник»
-
Отсутствие переработок
Соблюдайте эти простые правила, чтобы достичь эффективных результатов. А если хотите узнать про платформу Test IT для организации работы тестировщиков, подробности тут.
Не забывайте подписываться на ТГ-канал Девелоники, и канал TMS Test IT — там много интересного!
-
07/04/2025
Зачем HR бизнес-партнеру меняться и как менять бизнес эффективно
Ключевые фокусы бизнеса при найме кадров меняются. Рекрутмент, развитие талантов, удержание кадров — HR-функции становятся шире, давно уже выполняя не прикладную функцию, а функцию партнера для руководителей компаний.
-
24/01/2025
Как тренды финтеха на персонализацию и безопасность формируют спрос на ИТ-системы
Мобильные банки, CRM и ERP-системы: рассказываем, какие ИТ-продукты наиболее востребованы у российских банков
-
27/01/2025
Внедрение ИИ: обстановка и перспективы
Опыт собственных проектов и работы с ИИ помог нам собрать пять фактов в контексте новых цифровых технологий, которые рекомендуем учитывать каждому заказчику. Мнение эксперта от «Девелоники» предоставил Роман Смирнов, от коммерческий директор компании.